Вот уже месяц прошёл с момента окончания юбилейной (десятой!) Всероссийской конференции itSMF – пора бы поделиться личными впечатлениями от мероприятия. Как раз эмоции слегка поулеглись, ощущения и чувства позволили себя обработать сознательной части мировосприятия, фотографии разобраны, и даже итоги подведены. Шутка ли – десятая конференция! X-Files, люди X, а теперь вот – ITSM X! ;)
Я не могу рассказывать про это мероприятие в отрыве от прошлогоднего – всё-таки волей-неволей я всегда буду сравнивать каждую конференцию с предыдущими. Поэтому периодически я буду ссылаться на аналогичный обзор прошлого года.
Начну я, как и в прошлый раз, с содержательной части конференции.
С полной программой конференции как обычно можно ознакомиться на сайте мероприятия (заодно и скачать там же презентации выступлений), а я смогу рассказать вам лишь о том, что слышал и видел лично.
Первые 3 доклада я, к сожалению, пропустил. Правда, по многочисленным отзывам знакомых, в этом нет ничего страшного ;) А вот на презентацию Ivor Macfarlane успел – и не зря. Хотя он рассказывал про эволюцию ITIL®, причём примерно то же самое, что мы рассказываем на наших курсах, некоторые интересные идеи и зацепки для проработки он мне подкинул. Буду думать, как это развить. Да и вообще, всегда приятно послушать человека, стоявшего у истоков продукта, который лёг в основу деятельности целой сферы рынка.
Следующим было короткое и зажигательное выступление Константина Зимина, который подвёл итоги Второго открытого всероссийского исследования ITSM 2019. Лично у меня эти итоги вызвали больше вопросов, чем положили в мою голову ответов; при этом главный вопрос – а можно ли вообще считать выборку репрезентативной? Увы, ответа я, скорее всего, так и не узнаю. Но, безусловно, удовольствие от этой 10-минутной разминки для мозга и глаз я получил.
Дальше всё как в тумане – и внезапно обед! На вкус и цвет, как говорится… а мне понравилось! ;) Меня вкусно накормили ;)
Ну, что-то мы отвлеклись… а дальше – дальше начались муки выбора: если в прошлом году я даже писал, что «не могу сказать, что в каждый временной слот я разрывался между разными секциями (как это бывало раньше), но как минимум один реально заинтересовавший меня доклад в каждый момент времени точно был», то в этот раз глаза действительно разбегались от количества интересных мне тем и спикеров (да, иногда я выбираю человека, а не тему). Почти что каждый раз приходилось выбирать из двух-трёх, а то и из четырёх стоящих докладов. И, как бы это ни было грустно (лично для меня – ведь приходится что-то пропускать), на самом деле это прекрасно!
Не буду никого нахваливать прицельно, скажу лишь, что запомнились больше всего выступление Яндекса «Как мы учили наших пользователей брать вещи без спроса», мастер-класс Ирины Баржак про то, как правильно выстраивать диалог с недовольным клиентом и превращать таких клиентов в сторонников вашего бренда (кстати, в прошлом году сильнее всего жалел, что не попал на аналогичный мастер-класс от Ирины по теме «Как погасить энергию конфликта»), презентация Rahul Prakash про UX, счастливых сотрудников и правильную работу с людьми вообще и, конечно же, рассказ Ромы Журавлёва про ITIL 4 (к нему ещё вернёмся во второй части моих воспоминаний).
Какие ещё были интересные темы? Много выступлений было посвящено людям – и это очень здорово! Были интересные кейсы из жизни известных и не очень компаний, рассказы про CMDB, порталы услуг, импортозамещение и цифровую трансформацию (куда ж без неё!) – в общем, изучайте программу, скачивайте презентации – оно того стоит!
А я, пожалуй, плавно перейду ко второй части…
Огромная благодарность оргкомитету конференции – мы наконец-то покинули Инфопространство. И это прекрасно!
Отдельное спасибо за площадку всего в 3 минутах от метро – это действительно очень удобно!
Да, у новой площадки есть свои недостатки – куда ж без них. Например, когда организаторы объявляли что-то в микрофон, слышно их было примерно до первого-второго стенда выставки (где-то до туалетов), а дальше – как будто и не было ничего ;) Да и само расположение стендов, зоны фуршета и залов выступлений по отношению друг к другу было не самым удачным – например, если кто-то выбрал себе секции №1 и №2, то он вообще не попадал ни на выставку, ни на кофе-брейк. А зона фуршета была расположена так, что всё внимание досталось примерно половине стендов, в то время как остальным… остальным выпала возможность свернуться и уехать пораньше – всё равно до них никто не доходил ;) В общем, думаю, что это стоит учесть при выборе площадки в следующем году.
Зато кормили вкусно! ;)
В остальном, боюсь мне придётся повторить всё то, о чём я писал в прошлом году: слабая пленарка (спасибо, что не такая рекламная, как в прошлые 2 раза, но всё равно намного слабее секционной части), всё та же беда с таймингом, «Скорую помощь» так и не вернули, тот же вопрос про ручки, блокноты и Альманах (кстати, а где он вообще?!), да и с шаблоном презентации всё так же грустно, как и в прошлые годы.
С другой стороны – уехали ведь из Инфопространства ;) Глядишь, к следующему году ещё 1-2 пункта поправим…
Правда, в этот раз был ещё один гигантский прокол, о котором я предупреждал форум, как только увидел программу на сайте – каким-то образом, выступление Ромы Журавлёва попало в секционную часть конференции. Раньше Рома спасал пленарку. Но только не в этот раз. Я предупреждал, что будет давка, что люди будут висеть на стенах, дверях, потолке, сидеть на полу – так и было!
Например, на этой фото видно далеко не всех, кто сидит на полу перед Ромой.
Вот так выглядела первая часть аудитории:
А вот так – та же аудитория, если взглянуть спереди назад.
Тут ещё не видно, как висели и толпились люди в дверях – а это тоже было.
И дело даже не только в том, что это всё было предсказуемо, что это не очень правильно по отношению к посетителям и спикеру – у этой медали есть ещё и обратная сторона. И я даже не знаю, какая хуже.
Одновременно с Ромой выступал Ivor Macfarlane. С очень интересной темой выступал. Но его зал был наполовину пуст. Почему? Да потому что почти все пытались впихнуться в аудиторию к Роме. А нас ведь не так часто радуют выступлениями экспатов. И, с моей точки зрения, это неуважение к приглашённому спикеру такого уровня – заставлять его «конкурировать» с Ромой (причём заранее понятно, в чью «пользу» закончится эта борьба).
И отдельной вишенкой на торте во всей этой ситуации – Рому поставили не в самую большую секцию. Т. е. в момент его выступления был зал, который физически мог вместить больше людей. Но нет. «Мы уже программы распечатали». Такой вот user experience и customer journey.
Ну, меня-то это не остановило – я на полу люблю сидеть. А вот многие с разочарованием уходили из давки от дверей.
Забыл ответить на традиционный вопрос «Раздавали ли вискарь на стендах?». Про стенды не знаю, а вот за хорошие вопросы точно раздавали. Лет 5 назад в одной из секций за хороший вопрос я получил прекрасный стеклянный стакан для виски (или для чего-то ещё?), а в этом году вот и бутылка виски приехала – теперь у меня полный комплект. Только вот не пью я – зря добро пропадать будет ;)
И давайте расскажу про ложку дёгтя, а уже потом всё-таки подведу итоги. В этом году мы добавили не только ярких красок, но и немного «тёплого лампового» дерева на наш стенд.
К чудесным человечкам неизменно тянулись руки посетителей, а деревянный хештег пользовался успехом у любителей селфи.
Но я хочу рассказать вам про деревянные кубики. Вот такие вот!
Вы скажете – «Постойте, какие кубики?! На всех фотках только один кубик!»
В том-то и дело! В начале конференции их было ТРИ. И мы очень рассчитывали, что в конце конференции их тоже будет три. Но почему-то ещё до начала пленарки остался только один. И то, говорят, в последний момент успели спасти.
Люди, одумайтесь! Зачем вам деревянный кубик с нашими QR-кодами?!
Расстроился я, короче, прям сил нет! До сих пор переживаю :(
В следующий раз сделаем кубики побольше и потяжелее (из чугуна)! И на цепь посадим! :-р
А теперь – итоги!
Конференция удалась, было интересно, весело, местами вкусно ;)
Особых ожиданий от пленарки у меня лично уже не было – так что я даже не сильно расстроился. А наполнение секций было очень и очень достойным!
Переезд на новую площадку – класс!
Остальные организационные недочёты терпимы (хотя это не значит, что на них не надо обращать внимания следующие несколько лет), а вот прокол с выступлением Романа в секционке – такое точно больше не должно повторяться!
При всём, в общем-то, положительном общем впечатлении от мероприятия (даже с учётом кражи драгоценных кубиков), ощущения юбилея, праздника лично у меня не было. Просто прошла ещё одна, очередная конференция. Не более того…
Может быть, так оно и должно было быть, а я опять придираюсь ;)
Посмотрим, что будет в следующем году!
Подумываю, а не напроситься ли мне в оргкомитет? ;)
(обещать не буду, но попробовать могу)
В любом случае – огромное спасибо всем причастным и до встречи через год!
Ведущий эксперт, тренер,
к.э.н., ITIL Expert
Александр Шпер