Прошло уже чуть больше полугода с момента появления в наших рядах первого ITIL® 4 Managing Professional’а – и я вспомнил, что тоже хотел поделиться своими ощущениями от экзамена «ITIL® 4 Managing Professional Transition» (MPT).
Всё самое главное Владимир прекрасно осветил в своей заметке (ссылка выше), а я же остановлюсь чуть подробнее на некоторых особенностях и нюансах, приведу несколько примеров и замахнусь на общую оценку всех экзаменов потока ITIL Managing Professional.
Итак, экзамен я сдавал 21 февраля 2020 г., тоже собирался написать всё как на духу, пока был полон эмоций, но «что-то пошло не так»… И, наверное, так даже лучше, что пишу я это всё сейчас, когда эти самые эмоции уже схлынули и можно более трезво подойти к оценке произошедшего ;)
Для начала – немного о бэкграунде. Свой сертификат ITIL Expert я когда-то давно получил переходным экзаменом с высшей ступени сертификации по ITIL v2 – Manager in ITSM. Затем я сдал несколько отдельных экзаменов по ITIL v3 (RCV и SOA), затем я участвовал в разработке курса ITIL® Practitioner и сдавал соответствующий экзамен, а уже потом были «Основы ITIL® 4» (разработка и многократное проведение курса), ITIL® 4 Create, Deliver and Support (тоже разработка курса) и параллельно подготовка к переходному экзамену от ITIL Expert к ITIL Managing Professional. Т. е. к моменту сдачи этого экзамена я уже достаточно давно варился в терминологии и разных книгах ITIL 4. Совершенно точно могу сказать, что это очень сильно облегчило мне жизнь при сдаче экзамена MPT.
Теперь несколько общих наблюдений по экзамену:
Что интересно, вопросы экзамена MPT – это вопросы реальных («боевых») экзаменов четырёх модулей потока Managing Professional. Если вы вдруг будете сдавать какой-либо экзамен из этой серии – «Create, Deliver & Support», «Direct, Plan & Improve» или любой другой, то вам вполне могут попасться те же вопросы, на которые вы уже отвечали ;)
Общие слова – это хорошо, но самое интересное нас порой поджидает как раз в нюансах. И если в прошлом разделе я в основном озвучивал официальную информацию и рекомендации, проверенные на себе, то здесь будут уже практически только личные впечатления.
Самыми лёгкими на экзамене для меня были три раздела:
Это легко объяснить тем самым бэкграундом, о котором я писал выше. Кроме того, именно книга «ITIL® 4: Create, Deliver and Support», по словам AXELOS, как бы закрывает собой весь старый добрый ITIL (хотя на самом деле содержит много новых тем). А книга «ITIL® 4: Direct, Plan and Improve» действительно содержит больше всего «старого» материала – из книг 3-й версии ITIL: Service Strategy, Continual Service Improvement, а также ITIL® Practitioner Guidance. Кстати, знание последней вообще очень сильно облегчит понимание ITIL 4. Практически вся эта книга уже нашла своё отражение в материалах «четвёрки».
Два оставшихся раздела – Drive Stakeholder Value и High-velocity IT – оказались самыми трудными. И этому тоже есть объяснение. Во-первых, это почти что полностью новый материал в мире ITIL. Во-вторых, книга High-velocity IT даже создателями оценивается как самая спорная и эклектичная, в том числе и потому, что она описывает те области, в которых пока ещё не сформировались действительно лучшие практики и которые ещё сами находятся на этапе становления. Этот модуль считается самым сложным материалом для изучения.
Понимаю, что это маловероятно, но если у вас есть возможность, то я очень советую вам познакомиться с книгами «Основы ITIL® 4» и «ITIL® Practitioner Guidance» – это значительно упростит вам вхождение в мир ITIL 4, даже если вы уже ITIL Expert и собираетесь сдавать экзамен MPT.
Напоследок немного совсем личных мыслей и суждений – и далеко не всегда позитивных.
Варианты правильных ответов с пояснениями в тестовых экзаменах оставили у меня два достаточно странных чувства:
И вот это уже наводит меня на другую тревожную мысль: можно ли считать человека с таким сертификатом действительно управляющим профессионалом? И проблема тут не только в «правильных» ответах, но порой и в самих вопросах. Давайте приведу несколько примеров.
Не все вопросы такие. Есть хорошие, интересные, бывают с подвохом, бывают на внимательность. Но некоторые, честное слово, вызывают у меня только недоумение. Потому что я реально не могу понять, какое они имеют отношение к тому, способен человек нормально управлять организацией или нет.
И ещё одна очень важная мысль – и это уже не личные ощущения, а констатация факта. Если вы получите сертификат ITIL Managing Professional путём перехода от ITIL v3 (не важно, являетесь ли вы ITIL Expert’ом или просто набрали необходимые 17 баллов по старой схеме сертификации), то вы не будете знать ITIL 4 так же, как те люди, которые пройдут все 5 курсов по отдельности и сдадут отдельные экзамены. Даже близко не будете. Так было когда-то с переходом от 2-й версии ITIL к 3-й (сам через это прошёл), так получается и сейчас. И дело не только в том, что курс MPT не разбирает ни одну из практик управления ITIL, а отдельные модули потока Managing Professional рассматривают в той или иной степени 32 из 34 публикаций. Даже материал основных книг в курсе MPT разбирается в гораздо более сжатом виде. Просто потому, что невозможно в 5 дней уместить то, что при других условиях изучается 19 дней. Например, курс «Основы ITIL® 4» даст вам намного больше понимания основополагающих новшеств «четвёрки», чем MPT. А нового материала в ITIL 4 действительно много. И его стоит изучать – причём иногда даже глубже, чем он изложен в книгах самого ITIL.
Это не хорошо и не плохо – я не вижу смысла выносить оценочных суждений по этому поводу. Просто вы должны это знать, чтобы принимать осознанное решение, какой путь обучения и сертификации выбрать для себя. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы – всё зависит от ваших целей и возможностей.
* * *
А экзамен… экзамен я сдал неплохо – 35 из 40. Что удивительно – это лучше, чем мои же результаты в тестовых вариантах ;)
И вам я тоже желаю и хороших результатов на экзаменах, и позитивного и продуктивного изучения ITIL 4, какой бы путь вы ни избрали. В любом случае он (ITIL 4) того стоит!
Ведущий эксперт, тренер, к.э.н.
Manager in ITSM (ITIL v2)
ITIL Expert (ITIL v3)
ITIL Practitioner
ITIL Managing Professional (ITIL 4)