Размышляя об управлении ИТ-активами, я вспомнил один учебный пример. Менеджер по ИТ-мощностям в крупной компании периодически готовил толстенный отчёт руководству. В очередной раз он не принёс отчёт, решив проверить, нужен ли он вообще. Выждав несколько дней, он пришёл к руководителю и спросил: «Похоже тот отчёт, который я готовлю, не особо востребован, а что вам действительно нужно?» Руководитель признался, что массивный отчёт хороший, но им не пользуются. И набросал на листе бумаги то, что хотелось бы иметь под рукой.
Управление ИТ-активами, как и управление конфигурациями, является базовым процессом для других. В первом случае более важным является финансовый аспект, во втором – эксплуатационные задачи. Оба процесса можно перегрузить деталями и превратить во что-то рутинное. Как же найти баланс и сделать процесс по-настоящему «живым»?
Управление ИТ-активами содержит функцию учёта. Аналогично примеру с отчётом нам важно найти реальных потребителей собираемой информации. Тогда учёт из рутины может превратиться в интересную задачу, своего рода «вызов» по переходу на новый уровень.
Рассмотрим небольшой кейс. Есть холдинг с централизованным ИТ. Ведётся учёт компьютерной техники, некоторой периферии. Налажена эксплуатация и поддержка. Реализуются проекты. В общем всё хорошо. При этом:
Управление ИТ-активами включает в себя рутинный учёт, но он может стать творческой и интересной задачей, когда в компании есть реальная потребность в прозрачности распределения ИТ-затрат, качественном биллинге и справедливом выставлении счетов.
Для получения хорошего, надёжного результата важно соблюдать баланс трёх аспектов:
В итоге получаем продукт, который удобно (из красиво оформленного и понятного для бизнеса каталога) заказывать, просто учитывать его потребление, а также понятно, как предоставлять.
Конечно, баланс унификации и персонального подхода – дело каждого. Вспомним историю про послевоенное автомобилестроение: американская и японская тактика. Постепенно японцы достигли превосходства благодаря, в том числе, выверенному балансу унификации и культуре производства. Но это правило не для всех.
Менеджеры ИТ-услуг могут быть наделены полномочиями, вдохновляющими строить финансовые модели ИТ-услуг и рассчитывать стоимость ИТ-услуг. Планомерному развитию сервисной культуры способствуют так называемые быстрые победы и понимание зоны ближайшего развития. В результате получаем стимул в работе и хороший процент прижившихся идей и вложений.
P.S.: Курс по управлению ИТ-активами (ITAM) помогает сформировать понимание целей и задач процесса, прояснить вопросы практического применения в каждом конкретном случае. В рамках тренинга мы разбираем методологически подход к ITAM, формирование базы активов и конфигурационных единиц, рассматриваем ресурсные модели и управление финансами ИТ, разбираем жизненный цикл активов и задачи автоматизации ITAM.
Ведущий консультант, тренер
Manager in ITSM