При развитии и росте предприятия, связанного с ИТ, встает вопрос о создании единого источника информации о предоставляемых ИТ-услугах, где бизнес играет роль заказчика ИТ-услуг. Предпосылки принятия этого решения могут быть разные – облегчение взаимодействия заказчика и исполнителя, применить принципы бюджетного управления, для аутсорсинга и так далее. Для этих и других целей используют IT-каталог.
IT-catalog (каталог ИТ-услуг) – единый перечень предоставляемых ИТ-услуг с информацией об их характеристиках. Каталог услуг включает в себя описание услуг, понятное и ориентированное на заказчика, их назначение, условия предоставления. В литературе по ITIL каталог услуг упоминается как Service Catalogue. Также в описании каталога есть утверждение, что ИТ-услуга обязана иметь свою стоимость в зависимости от тех целей, которые поставили. В целом создание каталога услуг может решить следующие задачи:
При проектировании такого каталога следует понимать, что управление ИТ-услугами входит в зону ответственности не только ИТ-подразделения, но также других бизнес-подразделений, которые она затрагивает. Как правило, считается приоритетным выполнение требований того подразделения, которое предоставляет ресурсы для функционирования данной услуги.
При создании каталога ИТ-услуг выполняются следующие этапы:
Для понимания каталога услуг ИТ можно привести следующий пример. Ниже представлен небольшой каталог предоставляемых ИТ-услуг. Как видно, услуги сгруппированы, а также имеют описание, сроки, исполнителя, условия, сроки, заказчиков и так далее. Наглядное и полное предоставление структурированной информации в каталоге значительно упрощает заказ предоставляемых услуг заказчик получает ответы на необходимые ему вопросы.
Согласно ITIL необходимо стремиться к повышению ценности ИТ-услуг для бизнеса, что приводит снижению затрат, повышению качества, оптимизации работы за счет исключения лишних звеньев. Также проанализировав каталог услуг со стороны финансов, появляется возможность ответить на следующие вопросы, касающиеся экономической стороны:
Составление каталога поможет организации увидеть информацию полный перечень услуг и получить возможность проанализировать и оптимизировать свою деятельность, сделав ее более эффективной.
Каталог ИТ-услуг позволяет организации проводить гибкий анализ списка услуг, дает возможность увидеть наиболее востребованные услуги, оптимизировать работу ИТ-отдела. Также каталог позволяет значительно упростить взаимодействие исполнителя и заказчика, который видит все необходимые ему характеристики и условия и уже на их основе принимает решения.