IT Infrastructure Library (ITIL v2)
12.07.2014
Библиотека ITIL® (Information Technology Infrastructure Library) v2, разработанная во второй половине 80-х
годов по указанию Британского правительства, на сегодняшний день стала стандартом де-факто в сфере управления ИТ, обобщив в себе лучший международный опыт накопленный ведущими
компаниями мировой ИТ-индустрии.
Библиотека состоит из семи книг, в которых изложен комплекс вопросов по всем аспектам управления ИТ ресурсами предприятия:
- Предоставление сервисов (Service Delivery) – содержит описание процессов, направленных на выявление требований заказчиков в качестве ИТ сервисов и согласование этих требований с возможностями информационной
инфраструктуры.
- Поддержка сервисов (Service Support) – содержит описание процессов, направленных на обеспечение
поддержки
качества предоставления сервисов на согласованном с заказчиками уровне.
- Управление ИТ инфраструктурой (ICT Infrastructure Management) – описывает деятельность, связанную с
организацией эффективного управления информационной и телеком-муникационной инфраструктурой, служащей основой
для
предоставления ИТ сервисов, включая функциональные области дизайна и планирования, разработки и внедрения,
эксплуатации, поддержки.
- Управление приложениями (Application Management) – предоставляет целостное описание всех процессов
управления, которые должны выполняться в течение жизненного цикла приложения, начиная с анализа потребностей и
заканчивая выводом из эксплуатации.
- Управление безопасностью (Security Management) – детализирует подходы к планированию и управлению
безопасностью информации и ИТ сервисов.
- Бизнес–перспектива (The Business Perspective) – описывает подходы к организации деятельности ИТ
подразделений как бизнес–подразделений, охватывает вопросы организации взаимоотношений с потребителями и
поставщиками, вопросы коммуникаций и обмена знаниями, согласования на стратегическом уровне потребностей
бизнеса и возможностей ИТ.
- Планирование внедрения сервисного подхода (Planning to Implement Service Management) – содержит
описание
подходов к планированию, реализации и совершенствованию процессов управления ИТ сервисами в организациях.
Рекомендации, изложенные в этих книгах, не являются прямыми инструкциями к действию, оставаясь лишь “высокоуровневым”
описанием эффективной модели управления. Каждое предприятие получает возможность адаптировать “лучшие
мировые
практики” к особенностям своей ИТ инфраструктуры и текущему состоянию рынка. Основные принципы библиотеки
ITIL®
– это сервисная модель работы, измерение и контроль качества сервисов и построение отношений между бизнесом
и
ИТ на базе договоров об уровне сервисов (SLA). ITIL®
предлагает структурированную основу для организации всех видов деятельности в ИТ подразделении в виде процессов.
Для
наиболее важных и значимых процессов чётко определенны цели и задачи, процедуры, полный перечень сфер
ответственности, роли, входные и выходные параметры каждого из процессов, списки действий, которые могут быть
адаптированы для любой организации. Кроме того, ITIL® не зависит от конкретных технологий и
программно-аппаратных средств предприятия, обобщая мировой опыт организации и предоставления ИТ сервисов.
ITIL® v2 используется для тактического и оперативного управления и организации ИТ процессов. Существующие сертификации по ITIL® квалифицируют персонал.
Рекомендуем ознакомиться с новой версией библиотеки ITIL v3.