© Dynamic Systems Development Method Limited 2014
Во второй части мы обратились к практикам гибкого подхода к разработке программного обеспечения DSDM Agile Project Framework, применяемым для управления охватом и рисками проекта, а теперь посмотрим, как всё это можно интегрировать в среду PRINCE2®.
Обращает на себя внимание сходство управленческих структур обоих подходов. На рисунке ниже показано, как органично DSDM дополняет недостаточно проработанные в рамках PRINCE2® уровни.
Преимущества PRINCE2® в его развитых структурах для руководства и управления. Однако этот метод универсален и не содержит инструментов по созданию конкретных продуктов. DSDM же задуман одновременно и как способ управления именно ИТ-проектами, и как подход к разработке. Таким образом, оба подхода отлично дополняют друг друга.
Ролевые модели обоих подходов тоже удивительно близки, хотя, разумеется, организационная структура DSDM располагается на уровень ниже, чем проектная команда в PRINCE2®. Тем не менее, элементы двух структур легко сопоставляются, более того, DSDM предоставляет несколько удобных ролей, контролирующих взаимодействие с заказчиком на среднем и нижнем уровнях. Организационная структура PRINCE2®, в свою очередь, позволяет управлять различными командами разработчиков, использующих как Agile, так и традиционные модели.
© Dynamic Systems Development Method Limited 2014
Модели жизненных циклов обоих подходов также практически тождественны. Везде есть этапы инициации, на которых выполняется технико-экономическое обоснование и принимаются решения о целесообразности запуска проекта. Оба цикла завершаются оценкой и совершенствованием.
На этапе эволюционной разработки в DSDM применяется инкрементно-итерационный подход, который реализует все преимущества гибкой методологии Agile под формальным контролем PRINCE2®.
Один из ключевых принципов DSDM предписывает постоянно контролировать проект и всегда иметь возможность это продемонстрировать (в оригинале - Demonstrate Control). Это может быть достигнуто только путем сравнения достигнутых результатов с планами, которые релевантны согласованным бизнес-целям. Рекомендуется измерять прогресс именно поставкой инкрементов продукта и реализованными требованиями, а не формально проведёнными мероприятиями, что имеет место чаще, чем хотелось бы.
Одним из методов, позволяющих эффективно контролировать проектную деятельность и активно используемых и DSDM, и PRINCE2® является «управление по отклонениям» (management by exception). Суть его состоит в том, что все цели, которых необходимо достигнуть, фиксируются и формализуются в систему нормативов, отклонения от которых, выявленные в ходе контрольных процедур, служат основанием для принятия решений. Возникающие отклонения могут различаться по своему влиянию на ход работы и потенциальным последствиям, поэтому принятие решений делегируется на соответствующие уровни управления (команда, проектные менеджеры, руководство). Это обеспечивает достаточный контроль и, в то же время, позволяет руководителям концентрироваться на ключевых объектах, избегая избыточного погружения в детали.
Согласно ролевой модели DSDM, непосредственное управление поставкой решения, делегируется команде разработчиков, которая использует концепции планирования и управления, определённые и согласованные на ранних этапах проекта. Так, например, команда может исключить (de-scope) из очередного инкремента продукта любое желательное (Could Have) требование, не обращаясь к менеджерам проекта. Это считается нормальной ситуацией, не требующей никакой эскалации. Такое разделение полномочий и ответственности позволяет быстро принимать решения на соответствующих уровнях, следовательно, работа продвигается быстрее.
Риск же неисполнения критичного (Must Have) требования или угроза качеству продукта считается отклонением (exception), а любое отклонение должно быть эскалировано на уровень проектных менеджеров или ещё выше (управляющий совет или руководство организации), причём, дальнейшую эскалацию удобно делать уже в ролевой модели PRINCE2®, которая более проработана на верхнем уровне.
Управление по отклонениям в PRINCE2® реализовано через систему допусков. Допуском называется допустимое отклонение вверх или вниз от цели плана в отношении сроков и затрат без эскалации на более высокий уровень управления. Часто определяют допуски по качеству, объему работ, выгодам или рискам. Если отклонение выходит за рамки согласованных допусков, выполняется эскалация.
Based on AXELOS PRINCE2® material. Reproduced under licence from AXELOS. All rights reserved.
Типы и параметры допусков для каждого конкретного проекта должны быть определены заранее и доведены до проектных менеджеров и команды разработчиков. В стандартной ролевой модели PRINCE2® это выглядит так:
Подводя итог, хотелось бы вернуться к вопросу выбора инструмента управления ИТ-проектами, о котором говорилось в самом начале. Является ли подход DSDM Agile Project Framework под управлением PRINCE2® универсальным ответом на любой вызов, связанный с разработкой? Конечно, нет. Каждый инструмент должен использоваться по назначению, а использующий должен уметь с этим инструментом работать. Нельзя посадить водителя автобуса (даже очень опытного) за руль гоночного болида. Точнее, посадить можно, но рассчитывать на то, что он попадет в призёры очередного этапа гонок «Формула-1», несколько самонадеянно, до финиша бы доехал. Далеко не все организации вообще готовы использовать гибкие подходы, которые, в свою очередь, имеют чёткие показания к применению. Как и противопоказания, кстати, но об этом в следующий раз.
Итак, на приведенных примерах мы выяснили, что DSDM и PRINCE2® - зрелые, проработанные управленческие подходы, которые очень близки идеологически, хорошо сочетаются и дополняют друг друга. Для DSDM постоянные изменения неизбежны и часто даже желаемы, он позволяет делать их быстро и контролируемым способом, что заметно улучшает качество продукта. А PRINCE2®, в свою очередь, придаёт гибким техникам дисциплину и упорядоченность, которых им часто не хватает.
Автор статьи: Игорь Соглаев