ОАО «Уралкалий» – крупнейший в России и один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений. Компания экспортирует около 90% своей продукции в 50 стран мира и обеспечивает около 13% мировых поставок калийных удобрений. По установленной мощности компания занимает пятое место в мире и первое – в России.
В состав компании входят производственный и административный комплексы в г. Березники (Пермский край), представительства в Москве, Перми, Пекине (Китай), Сан-Пауло (Бразилия), Минске (Белоруссия) и Женеве (Швейцария), Балтийский балкерный терминал в С.Петербурге, а также ряд вспомогательных подразделений.
На предприятиях компании работают около 11 тысяч человек.
В 1999 году ОАО «Уралкалий» прошло стандартизацию ISO-9000 – «Управление качеством». В конце 2002 года компания первой среди предприятий отрасли получила Российский сертификат управления системой охраны окружающей среды ISO-14000.
ЗадачаСо стороны бизнеса инициирован проект по поэтапному отделению большинства сервисных функций, к которым отнесены и информационные технологии, от основных. До конца 2005 года Управление ИТ «Уралкалия» (более 100 специалистов) должно быть подготовлено к переходу на работу в условиях аутсорсинга с наименьшими рисками для основного бизнеса и самого Управления ИТ.
Переход к статусу внешней организации и предоставлению ИТ услуг на договорных условиях, а также перспективы привлечения других клиентов требовали совершенствования деятельности Управления ИТ «Уралкалия».
ОсобенностиВ 2003 году на предприятии была внедрена ЕRP-система Oracle E-Business Suite – один из самых полномасштабных проектов Oracle в СНГ по количеству внедрённых модулей. ERP-система на «Уралкалии» находится в постоянном развитии. Сегодня подавляющее число производственных и вспомогательных бизнес-процессов основано на системе управления ресурсами предприятия Oracle E-Business Suite, имеющей уникальную конфигурацию, настроенную в соответствии со спецификой калийного производства. Поэтому, в виду высокой степени автоматизации, не только управленческая, но и производственная деятельность «Уралкалия» в значительной степени зависит от качества ИТ-услуг и эффективности используемых информационных технологий.
Предоставленные услугиРешение поставленной задачи проводилось в три этапа. На первом из них консультанты IT Expert совместно со специалистами Уралкалия провели детальное обследование текущего состояния Управления ИТ с использованием специализированных методик структурированного анализа информации, проведения интервью с ключевыми сотрудниками Управления ИТ и представителями бизнес-подразделений, оценки процессов и информационных систем. Полученные данные о практике работы Управления ИТ были проанализированы на предмет соответствия работе в новом статусе внешней компании, а также сопоставлены с лучшим международным опытом в этой области (рекомендациями ITIL®, стандартом CobIT и так далее). Итогом обследования стала разработанная и утвержденная концепция поэтапного совершенствования Управления ИТ в соответствии с задачей перехода в аутсорсинг.
Второй этап был направлен на учёт, контроль и упорядочение оперативной деятельности ИТ. Были реализованы основные элементы управления уровнем услуг ИТ – создан полный структурированный каталог ИТ-услуг, включающий 97 услуг, разработано соглашение об уровне услуги (SLA) для системы Oracle E-Business Suite, в котором описаны все параметры обслуживания для разных категорий пользователей и различных бизнес-процессов. Также были формализованы работы по поддержке пользователей, включая процесс управления инцидентами и организацию Help Desk, а также процесс управления стандартными изменениями. Для автоматизации оперативной работы Управления ИТ был проведен выбор системы автоматизации работ ИТ – система HP OpenView Service Desk была признана максимально отвечающей с точки зрения решения функциональных задач текущим и будущим потребностям Управления ИТ. В рамках тендера выбран партнер для технической части работ (компания «Инлайн Групп»), скоординированы работы по установке и настройке информационной системы в соответствии с разработанной процессной документацией.
Текущие показатели производительности процессов – более 90% обращений пользователей и более 95% запросов на изменение выполняются в установленные регламентами сроки, при этом средняя длительность отработки изменения стабильно сокращается.
Третий этап был направлен на организацию согласованной и эффективной работы Управления ИТ при выполнении комплексных и нестандартных изменений, с акцентом на управляемость, в том числе финансовую, а также на прогнозируемость результатов изменений. Решение этой задачи требовало наличия необходимой информации об инфраструктуре (активах) ИТ. На третьем этапе была проведена инвентаризация всех ИТ-активов предприятия (оборудования и программного обеспечения – более 8000 единиц, из них около 1400 представляют собой модули и компоненты Oracle E-Business Suite), создана база данных ИТ-активов (CMDB), разработаны методики их учета, контроля и актуализации информации, разработаны процедуры создания и контроля исполнения ИТ-стандартов и первая версия свода стандартов ИТ для уменьшения совокупной стоимости владения, реализована система регулярного контроля исполнения и отчетности внутри ИТ.
Деятельность по управлению изменениями и конфигурациями также была автоматизирована с помощью системы HP OpenView Service Desk. В созданной базе данных CMDB хранится актуальная структурированная информация как по всему централизованному оборудованию и программному обеспечению, так и по всем клиентским местам и периферийному оборудованию. Поступающие обращения пользователей (до 1000 в неделю на двух операторов Help Desk) и запросы на изменения (до 200 в неделю) сопоставляются с базой данных ИТ-активов, что позволяет отслеживать все изменения и неполадки в инфраструктуре.
Таким образом, на сегодняшний день деятельность ИТ выстроена в соответствии с принципами IT Service Management – оказания бизнесу комплексных ИТ услуг. Внедрен процессный подход управления – ключевые виды деятельности представляют совокупность взаимосвязанных процессов, для каждого из которых определены цель, измеримые показатели эффективности, описанные и формализованные виды деятельности (процедуры), формализована управленческая отчетность. Тем не менее, работы по совершенствованию не завершены. Определены перспективы дальнейшего развития системы управления ИТ деятельностью с использованием принципов ITSM и процессного подхода.
Алексей Чибисов, директор по экономике и финансам ОАО «Уралкалий»: – "Необходимость сосредоточиться на основном бизнесе компании, с одной стороны, и постоянно растущая роль информационных технологий, с другой, подсказали нам логику дальнейшего развития IТ-службы. Задача по выводу на аутсорсинг предъявляет серьёзные требования к Управлению ИТ. Помощь специалистов IT Expert в использование лучшего мирового опыта и проверенных методик, которыми являются ITIL® и ITSM, позволила нам достичь поставленных целей".
РезультатС января 2006 года Управление ИТ оказывает услуги ОАО «Уралкалий» как самостоятельная компания. В результате всех преобразований у «Уралкалия» появился партнёр, который предоставляет качественные услуги, адекватные уровню развития бизнеса. Переход в аутсорсинг завершен, впереди у созданного ИТ-предприятия – новые клиенты!
Сергей Дурновцев, начальник Управления информационных технологий ОАО «Уралкалий», генеральный директор созданного ИТ-предприятия: – "Должен с удовлетворением отметить, что консультанты IT Expert дали нам не типовое решение, а инструмент для получения высоких результатов: в ходе совместной работы с IT Expert наши сотрудники получили полное понимание целей проекта, новые знания и уникальный практический опыт, которые помогут им самостоятельно перейти к передовым технологиям управления."
Пресса о проекте