Новые идеи в российском IT-сообществе.
От классики Service Desk к искусству аутсорсинга
Новые идеи в российском IT-сообществе.
От классики Service Desk к искусству аутсорсинга
20 мая 2010 г. в отеле Renaissance Moscow на Олимпийском проспекте состоялась 7-я конференция по стратегическому руководству ИТ и управлению ИТ-сервисами для бизнеса - ежегодное мероприятие, посвященное вопросам развития ITSM и ИТ-управления в России, традиционно организуемое Агентством Корпоративных Коммуникаций OSP Con при поддержке издательства«Открытые Системы».
Конференцию открыл приветственным словом директор и шеф-редактор OSP Con Павел Иванов. В его обращении к ИТ-сообществу, в этот раз в представительстве многочисленных ИТ-специалистов и руководителей из крупных госструктур, телеком-компаний и финансового сектора, были обозначены новые течения и идеи в ИТ-управлении и организации ИТ. Такие области менеджмента, как IT Governance и ИТ–аудит, а также вопросы сорсинга становятся все более актуальными для современных ИТ департаментов и бизнеса, фактически оставляя позади всем известные и уже на многих предприятиях отлаженные и прозрачные модели построения Service Desk и реализации ключевых ИТ-процессов.
Данная тенденция подтвердилась последующими выступлениями представителей компаний IT Expert , Hewlett Packard Россия, ABB Group и др.
От IT Expert выступили 3 докладчика – с общим обзором новых идей развития культуры сорсинга как со стороны поставщика, так и самого заказчика, к аудитории обратились Михаил Потоцкий и Максим Григорьев с докладом на тему «Управление сервисами: взгляд заказчика», а также с презентацией на тему построения системы ИТ-контроля и демонстрацией современных инструментов проведения ИТ-аудита – Федор Байновский.
Лейтмотивом выступлений руководства IT Expert явились идеи развития новых подходов в ИТ-управлении, не отрицающих и даже напротив, поддерживающих линию сервисного подхода, и одновременно раскрывающих особенности не только предоставления ИТ-услуг поставщиками, но и искусства (культуры) потребления этих услуг самими заказчиками. Долгое время поток знаний, рождаемый в ИТ-сообществе со времен становления концепции ITSM в России, был направлен практически сам на себя, а именно на того же поставщика ИТ-сервисов: подразделение ИТ на предприятии (заказчик для поставщиков решений, но поставщик услуг для основного бизнеса). И хотя нет предела совершенству, нельзя не согласиться, что обсуждение вопросов, как наладить работу в Службе Поддержки, автоматизировать ее и сделать эффективно управляемой, становится все менее актуальным. Не пора ли взглянуть на происходящее в ИТ-мире глазами главного заказчика – бизнеса?
В рамках этой темы было высказано мнение, что при переходе от темы развития базовых процессов к следующему качественному шагу наиболее актуальной становится задача развития сервисных отношений с внешними сервисными поставщиками, т.е. аутсорсинга.
«Несмотря на всю очевидность этой идеи, аутсорсинг в России все еще находится в начале своего развития. Отсутствие качественных предложений об оказании долгосрочных комплексных услуг, выходящих за рамки традиционной поддержки и сопровождения технических и программных средств, делало бессмысленным использование аутсорсинга. А слабый интерес к нему приводил к нежеланию поставщиков работать над совершенствованием качества предоставления услуг. Потенциальные риски, возникающие от использования внешних ИТ-услуг недостаточного качества, сводили на нет все преимущества аутсорсинга.
Новый импульс интереса к этому направлению придает недавний экономический кризис, заставляющий компании не только искать возможные внутренние источники повышения эффективности, но и рассматривать возможности сокращения персонала во вспомогательных подразделениях компании и передачи этих функций на аутсорсинг. Что же должно появиться вначале – спрос Заказчика или качественные предложения Поставщика ИТ-услуг? Безусловно, двигателем прогресса являются предложения поставщиков, но ведь именно спрос со стороны Заказчика определяет и направляет предложения!
Мы считаем, что ключом к дальнейшему развитию российского ИТ-рынка является развитие подходов сорсинга, то есть определение заказчиком ИТ-услуг наиболее эффективного способа потребления ИТ-сервисов за счет структурирования своей потребности в услугах, создания механизмов выставления требований и заданий сервис-провайдерам с контролем результатов и создания системы аудита их деятельности» - говорилось в докладах IT Expert.
Похожей тематикой увенчался доклад Ильи Хаета, руководителя ITSM практики HP Россия с акцентом на вопросы практики применения каталога услуг об уровне обслуживания, построения финансовой модели работы ИТ, а также с обзором ряда ITSM-проектов компании за прошедший с последней конференции год.
Далее с рассказом о своих последних проектах и продуктах выступили другие участники и партнеры конференции – BMC Software, Naumen, Omninet и др.
Наибольший практический интерес вызвал ряд докладов от заказчиков ИТ-услуг в рамках сессии Case Study. С рассказом на тему «Практический опыт внедрения процессов ITIL® на базе продуктов BMC Remedy" выступил Максим Ефаненков, директор службы ИТ-эксплуатации X5 Retail Group, мнением на тему «ITSM в управлении и оптимизации расходов страховой компании» поделился Александр Огнивцев, руководитель направления сервисной поддержки СГ «Альфастрахованиее» и др.
Отдельного внимания заслуживает доклад Владимира Шевченко, CIO ABB Group, раскрывшего тему «От аудита соответствия к риск-менеджменту ИТ». В ходе выступления Владимир не только рассказал об особенностях и успехе дальнейшего развития своего проекта, но и любезно отозвался об IT Expert, как о партнере и консультанте в реализации данных задач.
Конференция получилась очень насыщенной и довольно продолжительной по времени. Было очень много докладов и выступлений, а в финале мероприятия Павел Иванов организовал весьма живую и продуктивную дискуссию, подытожившую все темы и особо острые и интересные вопросы, прозвучавшие во время конференции.
Поднятые в обсуждениях вопросы ИТ-менеджмента свидетельствуют о том, что ИТ-мир не стоит на месте, а недавний экономический кризис не только не стагнировал его развитие или нивелировал значимость ИТ-управления в нашей стране, а напротив создал предпосылки к новым шагам и интересным проектам, возложил новые требования на ИТ-компании. А результатом явились новые интересные предложения для заказчиков ИТ-услуг. Обсуждение современных вопросов развития ИТ-управления упрочило значимость и авторитет данного ежегодного мероприятия «Открытых Систем» и, безусловно, привнесет новые благоприятные плоды в повседневную практику российских ИТ-менеджеров.
Компания IT Expert традиционно выступила Платиновым партнером конференции наряду с BMC, Axios и Omninet. По окончании мероприятия состоялся розыгрыш призов, в ходе которого одна из участниц конференции выиграла подарочный сертификат на прохождение любого курса IT Expert летом 2010 г.
Мы благодарим своего давнего стратегического партнера - издательство «Открытые системы» агентство OSP Con и лично Павла Иванова за успешно и плодотворно организованную 7-ю конференцию «ITSM 2010»!