По данным Account-менеджеров компании IT Expert, регулярно проводящих исследования на предмет актуальности ITSM-обучения для клиентов компании в период кризиса, с середины августа отмечается определенное оживление на рынке среди специалистов, стремящихся повысить свою квалификацию.
Так, становится все больше обращений корпоративного характера со стороны HR-менеджеров и руководителей отделов, и по-прежнему интерес и потребность в обучении сохраняется у специалистов, самостоятельно повышающих свой профессиональный уровень (учеба для себя, независимо от компаний, в которых они трудятся).
Однако, по оценкам самих HR-менеджеров, руководители, как правило, отправляют своих специалистов на обучение лишь в том случае, когда очевидно, что плоды их познаний и полученной практики действительно принесут пользу компании. То есть если в «лучшие» времена массовое обучение целых отделов ИТ инженеров на курсе «Основы ITIL®» было просто обязательным минимумом для квалификации сотрудников, не требующее особых причин – например, участие в ИТ проекте, организация ServiceDesk или изначальное внедрение ITIL® в инфраструктуру организации, то сейчас такие шаги совершаются как бы «с оглядкой» на то, что конкретно даст обучение конкретному сотруднику в рамках его деятельности.
В виду этого бОльшую ценность начинают приобретать так называемые курсы 2-ой ступени – программы практической направленности из линейки ITIL® v3 Capability Stream. Курсы выбираются тщательнее и отправляются на такое обучение именно те специалисты, кто не просто хочет более глубоко познакомиться с методологией и практикой управления ИТ или соответствовать определенному статусу (сертификат, значок), который ранее был необходимой нормой для ряда позиций ИТ специалистов, а получить практические рекомендации для выполнения конкретных задач в рамках своей профессиональной деятельности. Это говорит как и о сохранении интереса и необходимости изучать ITIL® углубленно, так и о понимании и готовности бизнес-руководства сохранять бюджеты под обучение ИТ специалистов, действительно себя оправдывающее.
Однако, на ряду с этим, спрос на базовый курс «Основы ITIL®» по-прежнему не только не падает, но и начинает снова «набирать обороты», постепенно стремясь к уровню, наблюдавшемуся в конце 2008 года.
По мнению IT Expert, данный спрос на сегодняшний день вызван уже другими причинами, нежели на «докризисном» рынке. Обучение ITIL® потому, что это модно и все так делают, не сейчас может быть веской предпосылкой, когда в отношении бюджетов компаний на обучение еще не повсеместно наведен порядок. Мотивация ИТ специалистов к обучению на этом курсе, а руководства - к финансированию обучения, обусловлена больше тем, что ряд проектов хоть и затормозились в силу кризиса, но так или иначе выполняются в большинстве компаний, что они не могут не затрагивать такие области, как организация или изменение ИТ инфраструктуры или даже банальное привлечение ИТ отделов к выполнению проектов, напрямую не относящихся к ИТ деятельности, и сотрудникам организации при этом важно общаться на одном языке. В части взаимодействия с ИТ это, разумеется, язык ITIL®. Как говорится, кризис кризисом, но потребность в эффективных бизнес-коммуникациях никуда не исчезла.
В целом, по оценке IT Expert на базе собственной довольно обширной аудитории (более 14 000 обученных специалистов), около 20% студентов ITSM-курсов на сегодняшний день составляют так называемые «физические лица», то есть специалисты, приходящие не от компаний, а за счет собственных средств (зачастую, и компаниям выгодно таким образом обучать своих сотрудников - например, в IT Expert перманентно действуют акции для физических лиц с очень привлекательными скидками). Около 30% потребителей ITSM-обучения формирует корпоративный сектор, то есть обучаются группы специалистов и как правило с определенной адаптацией программ под свои потребности и задачи, что в нынешней рыночной ситуации весьма актуально. Остальные 50% - это «точечное» обучение специалистов различных уровней с вполне конкретными целями, продиктованными их текущей профессиональной деятельностью, как отмечалось выше.
И поскольку ценность познания практики ITIL® постепенно возрастает, компания IT Expert готовится представить рынку обновленную линейку своих обучающих программ, которая в большей степени будет иметь практическую направленность и базироваться на реально работающих и проверенных механизмах организации управления ИТ и реализации ИТ процессов, а не только знакомить с теорией, мировой практикой и рекомендациями библиотеки ITIL®.