Консалтинг и ИТ решения
Повысить имидж вашей компании и расширить возможности международного сотрудничества
Консалтинг
и ИТ решения
Подробнее
Курсы в Москве

SCHEDULE Расписание курсов

ITSS Курс «Управление стратегией ИТ-услуг на основе ITIL®»

ITILF Курс «Основы ITIL®»

PRINCE2F Курс «Основы управления проектами в соответствии с PRINCE2®»

MLP Курс «Практика машинного обучения»

COBIT5F «Основы COBIT 5»

OSA Курс «Service Desk и процессы оперативного управления ИТ-услугами в соответствии с ITIL®»

ITPM Курс «Инструменты управления ИТ-проектами»

DMLP Курс «Практика глубокого машинного обучения»

RCV Курс «Проведение изменений в ИТ в соответствии с ITIL®»

MSA Курс «Микросервисная архитектура»

PPO Курс «Оптимальное проектирование ИТ-услуг в соответствии с ITIL®: информационная безопасность, мощность, доступность, непрерывность»

DevOps Курс «Основы DevOps»

ITHR Курс «Управление ИТ-персоналом»

COBIT-ICS Курс «Система внутреннего контроля ИТ по модели COBIT(COBIT Internal Control System)»

SOA Курс «Управленческие инструменты организации отношений ИТ с бизнесом на основе ITIL®»

BCH Курс «Технология блокчейн»

AWS Курс «Мастерская проектирования ИТ-решений»

MALC Курс «Управление жизненным циклом услуг»

ITAM Курс «Управление ИТ-активами. Основы и практики»

ITILP Курс «ITIL Practitioner. Практические подходы для успешной работы»

BAF Курс «Основы бизнес-анализа»

BASRM Курс «Бизнес-анализ. Управление требованиями к ПО»

QA Курс «QA и тестирование программного обеспечения»

AGILE: Гибкие методы управления

RISK Курс «Практические подходы управления ИТ-рисками»

ITSO Курс «Эксплуатация услуг по модели ITIL®»

MSA4ITSM Курс «Управление ИТ в условиях применения микросервисной архитектуры»

ITSD Курс «Проектирование услуг по модели ITIL®»

ITST Курс «Преобразование услуг по модели ITIL®»

CSI Курс «Постоянное совершенствование услуг по модели ITIL® (ITIL Continual Service Improvement)»


Наш канал на youtube
Здесь вы найдет самые последние записи вебинаров и видео на тему ITIL
Тренажер подготовки к экзамену ITIL Foundation
Страховой сертификат повторной сдачи экзамена
  • 31243

    Количество выданных сертификатов

  • 2754

    Количество проведенных игр и семинаров

Бизнес-оценка информационных технологий

16.09.2013
16.09.2013

На протяжении столетий человечество преследуют вечные вопросы. Сообщество профессионалов, имеющих отношение к информационным технологиям, намного моложе - ему не более полувека, но такой вопрос появился и для него: в чем ценность современных, подчас дорогостоящих, информационно-технологических средств и их польза для бизнеса?

В мире за последние десятилетия объем отчислений в сферу ИТ значительно возрос и в настоящее время для промышленности составляет в среднем до 10-20% от чистой прибыли компании, а в период интенсивного развития - даже больше. Ответив на вопрос, куда идут эти средства и какую пользу приносят, будет проще их обосновать и, в конечном итоге, получить в требуемом объеме.

В течение второй половины ХIX и в XX веке были разработаны фундаментальные экономические теории и правила управления, которые дали ответ на вопрос: как наиболее эффективно организовать работу, чтобы получать максимальную отдачу от использования капитала. Техническая революция того времени во многом заключалась в практической реализации экономических принципов на основе бурно развивающихся технических средств. Инвестиционное проектирование, концепция изменения стоимости денег во времени и, как результат, такие экономические показатели, как чистая приведенная стоимость, внутренний коэффициент дисконтирования и др. позволили ответить на вопрос: чем инвестиции в средства <А> лучше, чем инвестиции в проект <В>.

С появлением ИТ как одного из средств производства данные принципы начали использоваться и в этой области. Проводимые в 60-е гг. расчеты давали простой, понятный для бизнеса результат. Например, в некоторой компании вместо отдела расчета зарплаты численностью 50 человек с общим годовым бюджетом 1 млн долл. (20 тыс. долл. на 1 чел. в год) приобретается вычислительная машина и программа стоимостью 700 тыс. долл. со сроком службы не менее пяти лет, позволяющая сократить персонал отдела расчета зарплаты до пяти человек. При этом три человека будут нужны для обслуживания техники. Таким образом, без учета дисконтирования и при условии полной амортизации оборудования экономия за пять лет составляет:

(1000000 долл. х 5 лет) - (8 чел. х 20000 долл. х 5 лет + 700000 долл.)= 3500000 долл.

Экономия очевидна: вычислительные машины полезны и инвестировать в них необходимо. Именно таким образом все начинают действовать, направляя огромный приток средств в сферу высоких технологий, быстро получая ощутимую отдачу от них и заполняя пустовавшую ранее экономическую нишу. Вскоре в промышленно развитых странах вся механическая вычислительная работа была переложена на вычислительные машины. В результате конкурентной борьбы возможности снижения цен, расширения рынка и роста прибыли были исчерпаны, и вопрос возник снова. Нужно ли продолжать инвестировать в ИТ? Или дополнительный качественный эффект получить уже невозможно и нужно лишь поддерживать и модернизировать имеющиеся средства в рамках текущего операционного бюджета?

В каких единицах измерять полезность?

Вопрос усложнился: что еще могут дать новые технологии, кроме сокращения затрат времени на выполнение вычислительных операций? Именно такой подход дает ключ к ответу. Как только становится понятна польза и способ ее экономической оценки, становится возможным использовать все известные методы расчетов инвестиционных проектов и получить прямой финансовый результат. В некоторых случаях это удается сделать. Типичным примером принятия решения о выборе ERP-системы является оценка экономической эффективности системы путем точного учета остатков материалов и продукции на складах, повышения оборачиваемости складских запасов или их сокращения. В данном случае мы имеем дело с прямыми экономическими категориями, подходящими для инвестиционного анализа. Однако применение того же подхода к оценке эффективности ERP-модуля <Учет персонала> невозможно, так как прямая экономическая выгода не столь очевидна, и таких примеров множество. В чем же польза данного модуля и многих других важных компонент ERP-системы, разработанных с целью подготовки управленческой информации для руководства компании? В конечном итоге, какова экономическая ценность верного управленческого решения высшего руководства компании, принятого на основе достоверной, всесторонней и правильно представленной информации о деятельности компании? Цена такого решения очень высока, но стоимость ERP-системы также значительна, и необходимо принять решение - внедрять ее или нет. Какими методами сопоставления затрат и выгод следует руководствоваться в таких случаях?

В современном мире ценность новых технологий заключаются не только в высокой скорости выполнения вычислительных расчетов, но и в сборе, анализе, передаче и представлении информации, поэтому расчет экономического эффекта - непростая задача. По мнению Gartner Group1, всесторонний достоверный экономический расчет возможен не всегда (как в вышеприведенном примере). При принятии решений об инвестициях в ИТ все более важными становятся качественные, нематериальные преимущества, которые при пересчете их в количественные показатели требуют множества допущений, и в результате этого достоверность экономической оценки значительно снижается. Согласно оценкам Gartner Group, основанным на анализе принципов принятия решений об инвестициях в ИТ во многих компаниях, на этапе расчета экономической эффективности ИТ-проекта проявляется предвзятость в использовании экономических методик для обоснования решения, к которому уже есть приверженность руководства с учетом анализа качественных нематериальных преимуществ проекта.

Однако методы анализа ценности ИТ и принятия решений об ИТ-инвестициях существуют. Одним из наиболее популярных в мире подходов является метод Gartner Group <Бизнес-ценность ИТ> (Business Value of IT - BVIT). Данный метод является практическим воплощением более широкой концепции TVO (Total Value of Opportunity), развивающей подход TCO (Total Cost of Ownership). Его суть заключается в том, что проводить анализ бизнес-ценности ИТ и принимать решения об инвестициях следует с точки зрения пяти перспектив, а экономическая перспектива является только одной из них. Это означает, что если экономические оценки показывают значимый достоверный результат, то вывод очевиден, но если прямые экономические расчеты трудны для применения, обладают высокой степенью условности и неоднозначности, то это еще не значит, что инвестиции в ИТ неценны и неэффективны.

Полным комплектом перспектив, по которым согласно рекомендациям Gartner Group необходимо проводить анализ ценности ИТ и на чем основывать процесс принятия решений об инвестициях в ИТ, являются:

  • стратегическое согласование - долгосрочное согласование стратегии ИТ-инвестиций и корпоративных целей и задач;

  • воздействие на бизнес-процессы - возможность ИТ оказать влияние на реинжиниринг бизнес-процессов предприятия;

  • архитектура - интегрированность, масштабируемость, гибкость и устойчивость ИТ систем к различного рода возможным переменам в бизнес-окружении предприятия;

  • прямая окупаемость - традиционно понимаемые преимущества внедрения ИТ-решения, выраженные в экономических показателях, таких как сокращение затрат, окупаемость, чистая приведенная стоимость и т. д.;

  • риски - возможность внедряемых ИТ-решений влиять на все виды рисков предприятия.

Так, некоторая компания <А> может находиться в хороших финансовых условиях, быть достаточно стали по прибыли. В таком случае задача прямой окупаемости вложений в ИТ для нее сейчас не самая важная. В условиях высокой конкуренции, когда экстенсивные пути развития бизнеса уже исчерпаны, компания ищет выход на новые рынки, то есть в те сегменты, в которых она видит свои стратегические интересы. Это может быть сделано, например, через привлечение партнеров, которые специализируются на финальных операциях по обработке продукции в соответствии с требованиями отдельных групп заказчиков, то есть выполняют тьюнинговые операции. При этом компания <А> обеспечивает значительное увеличение оборота своей продукции путем создания партнерской сети и специализации на выпуске полуфабрикатов. Грамотная реализация такой стратегии при отсутствии гибкой ERP и CRM-системы невозможна. Но основное преимущество данных систем состоит в возможности кардинального изменения бизнес-процессов, надежной управляемой интеграции с бизнес-партнерами, выхода на новые стратегические перспективы бизнеса и посредством этого получения значительной экономической выгоды. Очевидно, что простой расчет экономической эффективности проекта будет отличаться высокой степенью условности и отсутствием достоверной входной информации.

Таким образом, согласно исследованию Gartner Group на смену подходу, состоящемыу в оценке полной себестоимости ИТ-решения (TCO) и его привязке к экономическим результатам от внедрения систем, пришел подход, который предусматривает анализ полной ценности возможностей (TVO - Total Value of Opportunity) и принятие решения об инвестициях в ИТ в зависимости от привлекательности этих возможностей для компании в данный момент и затрат на их получение.   

1 Murphy T. Achieving Business Value from Technology. A Practical Guide for Today's Executive, Gartner Press, John Wiley & Sons, Inc. ISBN 0-471-23230-0.


Вопросы по этой теме обсуждаются на следующих курсах:
19.04.2018
Непрерывность как процесс. Ошибки, которые вполне можно не допустить при организации управления непрерывностью.
Согласно лучшим практикам, нашедшим отражение в библиотеке ITIL®, основным интерфейсом взаимодействия между бизнесом и ИТ является услуга. ИТ-подразделение - провайдер, предоставляющий некий набор услуг, а бизнес - его потребитель.
ITIL и Сервис-менеджмент
12.04.2018
The Skills Framework for the Information Age – SFIA
SFIA (произносится как «София») или «The skills framework for the infor-mation age» – международно-признанная модель классификации ИТ-навыков.
09.04.2018
ITIL и быстрое изменение приложений
В последнее время часто говорят о необходимости быстрой разработки и внедрения изменений в приложениях и о кризисе традиционной ИТ-поддержки, которая описана в лучших практиках, в том числе в библиотеке ITIL.
ITIL и Сервис-менеджмент
04.04.2018
Как повысить ваши шансы на успех при внедрении процессов. Практические рекомендации
Существуют различные источники знаний о лучших практиках в области управления ИТ-услугами, которые содержат рекомендации и требования, применение и соответствие которым поможет обеспечить предоставление качественных ИТ-услуг.
Управление проектами
26.02.2018
Инструменты постоянного совершенствования услуг
Требования бизнеса к ИТ и его зависимость от ИТ-услуг продолжают стремительно расти. В такой ситуации очень важно, чтобы ИТ-организации постоянно оценивали и совершенствовали свои ИТ-услуги и процессы управления, которые обеспечивают предоставление ИТ-услуг.
ITIL и Сервис-менеджмент
20.02.2018
Управление ИТ-рисками
В данной статье речь пойдет о риск-ориентированном подходе в ИТ-управлении. О трудностях, которые могут возникнуть при внедрении процесса управления ИТ-рисками и о некоторых способах их преодоления.
Управление рисками
17.01.2018
В поисках волшебной пилюли
Несмотря на заголовок, статья будет вовсе не о лечении и медикаментах. В рамках консалтинговой и тренинговой деятельности мне постоянно приходится общаться с людьми совершенно разных профессий, образования, возраста, склада ума и опыта, работающих в абсолютно не похожих организациях по всей нашей необъятной стране.
ITIL и Сервис-менеджмент
10.11.2017
Когда пора сбивать высокую температуру? Умеем ли мы принимать правильные решения
Конечно же, речь в этой статье не пойдёт о том, когда необходимо принимать жаропонижающее. Мы попробуем разобраться со схожей, но более общей проблемой – умеем ли мы вообще принимать решения на основании измерений.
ITIL и Сервис-менеджмент
07.12.2015
Customer Focus – в чем фокус?
Разбираемся, что такое клиентоориентированность и как сделать так, чтобы этот эпитет можно было поставить рядом с названием вашей организации.
ITIL и Сервис-менеджмент

Вверх