И среди заранее заданных вопросов спикерам семинара особенно запомнился мне вопрос, вынесенный в заголовок данного сообщения.
А действительно – зачем?
Давайте сразу договоримся о некоторых ограничениях:
- Это не просто внутренний Департамент ИТ, это еще и такой департамент, которому не надо собирать с других подразделений компаний деньги за предоставляемые услуги. Т.е. мы рассматриваем такой вариант, при котором счета за услуги НЕ выставляются.
- Мы не будем рассматривать ценообразование – нас интересует только себестоимость ИТ-услуг.
- В случае если компания собирается вывести часть ИТ-услуг на аутсорсинг, возникает необходимость сравнения стоимости предоставления ИТ-услуг внутренним ИТ и внешним. Случай полного вывода ИТ на аутсорсинг не так актуален, потому что тут можно сравнивать просто бюджет внутреннего ИТ-отдела и общую сумму счета, которая будет уходить вовне.
- Расчет стоимости ИТ-услуг обычно начинается с расчета стоимости каких-то составляющих этих услуг – стоимости одного рабочего часа сотрудников с учетом всевозможных накладных расходов, стоимости функций, стоимости операций, стоимости ресурсов и т.д. – все зависит от выбранной модели расчета стоимости ИТ-услуг (с применением СРМ, по модели функционально-стоимостного учета, с применением расчетно-технологических карт, комбинируя эти методы или применяя какие-то другие). Так вот дальше, получив стоимость этих самых элементов, мы можем увидеть, что некоторые из них стоят в разы больше, чем другие. И, возможно, это повод задуматься об оптимизации расходов в данной области. Или о повышении эффективности. То же самое применимо и к услугам в целом – если мы увидим, что 20% услуг поглощают 80% нашего бюджета – возможно, есть с чем поработать в плане повышения эффективности деятельности по предоставлению таких услуг.
- Частные случаи, представленные различными запросами от Бизнеса. Например, когда Руководство компании хочет узнать, в какой пропорции разные подразделения компании потребляют ИТ-услуги. И просит привести эту оценку в денежном выражении. А далее – см. п.2. Если обнаружится, что какое-то одно подразделение «поглощает» 50% услуг ИТ – возможно, там тоже есть с чем поработать в плане оптимизации.
- Сравнение с рынком
- Повышение эффективности